1. Предисловие В
последнее время и с экранов телевизоров, и со страниц газет и
журналов много говорится о «скинхедах» (берем это слово в кавычки, так
как реальная субкультура скинхедов сильно отличается от того их образа,
который навязывают СМИ). Причем, из рассказов журналистов, больше
направленных на разжигание эмоций, чем на правдивое и подробное
разъяснение, трудно понять: кто они такие, сколько их, какую реальную
опасность они представляют для общества? Между тем, субкультура
скинхедов довольно хорошо изучена российскими и зарубежными учеными –
психологами, культурологами, социологами, политологами (вот только
суждения этих специалистов в электронных СМИ не освещаются и широким
массам не известны). В Интернете размещено немало подобного рода
обстоятельных исследований. Назовем хотя бы работу М.В. Вершинина
«Молодежные субкультуры: скинхеды», которая содержит подробный рассказ
об истории и современном этапе развития скин-движения. Ознакомившись с
ними не устаешь удивляться: как далек тот образ скинхедов, которые
создают СМИ от реальности и поневоле задаешь сакраментальный вопрос:
кому это выгодно? 2. Кто такие скинхеды?
Скинхеды
(от английских слов skin head - буквально: лысая голова) – направление
в западной, а затем и международной молодежной субкультуре, возникшее
в 60-е годы ХХ века и существующее до сих пор. Следует сразу заметить,
что субкультуры молодежи – это не политические и даже не идеологические
организации, хотя иногда они и бывают связаны с отдельными партиями и
движениями. Субкультура – это своеобразный образ жизни, который
предполагает определенные модели поведения: стиль одежды, музыки,
прически, свой жаргон, непонятный другим. Субкультуры возникают
стихийно и как правило противопоставляют себя миру взрослых. Примеры
субкультур, кроме скинхедов – хиппи, панки, реперы (поклонники музыки в
стиле RAP («ритмическая американская поэзия»), «металлисты» (поклонники
музыкального стиля «тяжелый металл») и т.д.) Движение
скинхедов имело несколько этапов, каждый из которых характеризовался
своей спецификой. Первоначально скинхедами называли движение молодых
людей, выходцев из рабочих кварталов, которые сами работали в доках или
на заводах, а то и обивали пороги бирж труда (послевоенный
экономический кризис в Англии регулярно поставлял все новых молодых
людей для движения скинхедов). В отличии от других молодежных стихийных
движений – например, стиляг, они не стремились подражать одеждой и
манерами молодежи буржуазных классов. Наоборот, скинхеды культивировали
своеобразную «пролетарскую гордость», стремясь подчеркнуть, что они –
дети фабричных, заводских и портовых рабочих. Отсюда и короткая
прическа - длинные волосы рабочим носить небезопасно, может затянуть в
станок, обязательные подтяжки и ботинки - как у английских докеров,
страсть к «пролетарскому напитку» пиву - тогда как «мажоры» или
«хиппи» предпочитали крепкий алкоголь, марихуану и химические
наркотики, культ «пролетарских видов спорта - прежде всего, футбола
(скинхеды и прославились потасовками после футбольных матчей). Самая
большая вольность, которую себе позволяли скинхеды – короткие юбки у
своих подруг (скин-герлс), тоже просто и аккуратно одетых и коротко
стриженных. Первые скинхеды слушали американскую музыку в стиле
ритм-энд-блюз, затем – пришедшую с Ямайки музыку регги. Уже по этому
видно, что первоначально скинхеды не имели ни малейших расовых
предрассудков, ведь и то, и другое – музыка «цветных». Более того, в
рядах скинхедов 60-х было немало парней и девушек с черным цветом кожи!
Тогдашние скины
были в большинстве своем аполитичны. Если они и проявляли интерес к
политическим идеологиям, то, скорее, к левым, как и полагается
представителям пролетарской молодежи. Так, среди них была популярна
татуировка с распятием, под которой была надпись: «Его распяли
капиталисты». Те из скинов, кто все же участвовал в политике, отдавал
предпочтение лейбористской партии как рабочей.
В
70-е годы приходит вторая волна скин-движения. Немного изменяется
одежда: теперь это джинсы и куртка американских летчиков, музыкальная
мода – на место регги приходит панк, музыка в стиле «Oil». Но самое
главное, начинается политизация движения, оно раскалывается на правых,
с которыми сегодня обычно отождествляют всех скинхедов (и совершенно
ошибочно!) и левых. Рождение правых или коричневых скинов было
результатом усиленной пропаганды в среде уличной молодежи английских
ультраправых нелегальных партий – прежде всего, «Национального фронта»
и Британской национал-социалистской партии. Неонацисты из таких скинов
начали формировать уличных бойцов неофашистских партий для драк с
коммунистами и анархистами и для нападений на «цветных». Именно эти
«новые скинхеды» стали наносить татуировки в виде свастики или
кельтского креста, использовать нацистские приветствия, речевки
расистского и антисемитского содержания. Поскольку своими действиями –
избиениями и убийствами черных и азиатов, они привлекали наибольшее
внимание СМИ, их обыватель и принимал за скинхедов как таковых. Гораздо
меньше замечали и замечают чуть позже возникшее левое крыло скинхедов
– так называемых «красных скинов» (редскинс). При схожем внешнем виде –
военизированная форма, короткая стрижка, они исповедуют
анархо-коммунистические взгляды. Их лозунг: «скинхеды против расизма и
капитализма». У них часто бывают потасовки с коричневыми скинами и не
всегда в пользу коричневых. Красные скины участвуют и в движении
антиглобалистов, его уличные бойцы сражались на баррикадах в Сиэтле, в
Генуе, в Давосе. Требования красных скинов – прекращение грабительской
эксплуатации стран Третьего мира странами «золотого миллиарда» как
минимум и мировая социалистическая революция как максимум.
Естественно, вступать в красные скинхеды могут не только люди с белым
цветом кожи. Красные скины считают себя – и не без оснований –
истинными продолжателями движения скинхедов 60-х, так как видят в нем
выражение энергии и мировидения пролетарской молодежи. «Коричневых
скинов» они воспринимают как маргинальные группки, которые не имеют
право присваивать себе имя и внешнюю атрибутику скинхедов. К красным
скинам близки SHARP-скины (SkinHeads Against Racial Prejudice -
«скинхэды против расовых предрассудков»), движение, возникшее в
Нью-Йорке в 80-х годах. Не будучи анархо-коммунистами, они выступают
также против расизма, за равноправие всех народов.
Надо
заметить, что классические, аполитичные скинхеды, «зубры» 60-х годов и
их молодые сторонники тоже не признали ультраправых и стали их
называть не иначе как «бонхеды» («костяные головы», или в вольном
переводе – «тупоголовые», «безмозглые»). Специалисты по молодежным
субкультурам также считают, что между бонхедами и скинхедами нет ничего
общего, кроме некоторых элементов одежды (так для молодежных субкультур
наиболее важным атрибутом является любимая музыка, но бонхеды и
скинхеды слушают разную музыку: бонхеды – тяжелый металл, скинхеды –
регги или Oil-панк). Поэтому не случаен вывод специалистов, что бонхеды
– это искусственно сформированное и чужеродное направление в движении
скинхедов, тогда как настоящее скинхеды, как и полагается молодежной
субкультуре, возникли стихийно (М. Вершинин). Кстати, среди
специалистов понятие «скинхед» принято применять ко всей этой
молодежной субкультуре, а тех, кого СМИ называют «скинхедами», то есть
неонацистов именуют бонхедами. В России
скинхеды появились в 1991 году, в среде учащихся столичных ПТУ и
техникумов, вообще молодежи «спальных районов» Москвы и Ленинграда. В
отличии от Запада, наше скин-движение возникло не совсем естественным
путем (хотя экономический кризис, подобный тому, что разразился в
Англии после войны, а то и похлеще, тоже был), а под влиянием западной
масс-культуры. Именно поэтому дети московских и питерских токарей и
слесарей носят ботинки и подтяжки английских докеров, а не кепки и
комбезы, как их отцы. Если же они и кричат что-либо о России и русских,
то чаще на английском языке, размахивая или немецким флагом или флагом
американских конфедератов (конечно, имеются в виду бонхеды). В России
представлены также все направления скинов. Есть красные скины (они
даже выпускают свой журнал – «Взорванное небо» и имеют сайт в Интернете
– «Redskins.ru»), есть скины–антифашисты (которые неоднократно
организовывали скин-секьюрити – своеобразную скиновскую охрану
концертов реперов – извечных врагов неонацистов). Но про них мало кому
известно. Официальное телевидение РФ, как и на Западе, на словах
выступающее против расизма и неонацизма, старательно замалчивает
существование скинхедов-антифашистов и фактически своими сюжетами
«пиарит» бонхедов…
Одежда,
взгляды, любимая музыка российских скинхедов – все это повторяет
западные образцы. Единственное отличие – российские бонхеды считают
арийскими нациями не только народы зарубежной Европы и англо-саксонское
белое население США, но и славян и в частности русских (увы, им
неизвестно, что их западные «братья по расе» с такими выводами
абсолютно не согласны и относятся к славянам как к «расово
неполноценным»). Точно также как и на Западе российских бонхедов
«опекают» «взрослые» ультраправые организации вроде Народной
национальной партии Иванова-Сухаревского, пытаясь превратить их в своих
штурмовиков. Естественно, часть бонхедов вливается в ряды ультраправых
организаций, но бон-движение как таковое остается все же достаточно
автономным образованием.
Российские
скинхеды в целом и бонхеды в частности не имеют единой организации. Они
представляют собой совокупность разрозненных и не связанных между
собой групп (в среднем по 10-15 человек в каждой), которые не всегда и
не везде промышляют избиениями и убийствами, часто дело ограничивается
распитием пива и слушанием тяжелого рока и также легко распадаются, как
и возникают. Правда, в ноябре 2002 года в столице бонхеды пытались
произвести российский съезд, приуроченный в дню рождения культовой
фигуры западных коричневых скинов Яна Стюарта (на съезд прибыло 400
человек), но эта попытка была пресечена милицией. Количество бонхедов в
России вообще невелико. По данным 2003 года их было 15 000 человек на
всю Россию, на 7 – миллионную Москву – около 5 000, в Санкт-Петербурге
– около 3 000 (к нынешнему, 2006 году их количество, конечно, выросло,
но не принципиально и вряд ли превышает 20 000 по России). Как
правило, бонхеды у нас учащиеся старших классов школ, ПТУ, реже –
вузов. Подавляющее большинство – так называемые «пионеры», уличные
боевики, которые не очень искушены в идеологии и годны только на то,
чтоб пить пиво, слушать рок, шляться по улицам и устраивать драки. Без
идеологов движения они не представляют большой опасности, потому что
сам по себе их пыл может легко рассеяться и движение распадется.
Идеологов и лидеров бонхедов не больше нескольких сотен. В Москве их
не более ста. Они выпускают самиздатовские журналы («Под ноль»,
«Уличный боец» (Москва), «Русский кулак» (Санкт-Петербург)), делают
Интернет-сайты, готовят и распространяют учебные пособия по уличным
дракам. Показательны названия: «Хулиганский стиль рукопашного боя»,
«Используй то, что под рукою», «Драка, как она есть», а также цитаты из
них: «…Наносимые бритвой удары по своей траектории напоминают
скользящие удары кулаком…. …глаза, кожа лба (сильно кровоточит —
ослепляет), шея, крупные артерии рук и ног, живот…. …мышцы брюшины,
нередко покрытые толстым слоем сала, пробиваются мощным круговым
ударом... …для бритвы нет неуязвимых мест… …а заживает медленно, в
отличие от ран, нанесенных тупым оружием…».
Следует
также отметить, что в основном бонхеды сгруппированы в двух столицах –
Москве и Санкт-Петербурге (там находится около 90% коричневых скинов).
Свои акции они проводят регулярно, но на фоне общей криминальной
статистики, совершаемые ими преступления – как говорится, капля в море
(что, естественно, не отменяет необходимости нравственного осуждения
каждого такого деяния, тем более, что для родственников и близких
пострадавших эта статистика – слабое утешение). Это видно, например, по
данным сайта Полит.Ру («Радикальный национализм в России и
противодействие ему в 2005 году (ежегодный отчет
информационно-аналитического центра «Сова»)») За весь 2005 год
бонхедами (которых аналитики-антифашисты неверно именуют скинхедами)
было совершено 366 избиений, приведших к ранениям и 28 убийств. В то
же время по данным электронных СМИ («статья «Криминальная Россия» на
сайте Пермского отделения КПРФ) согласно докладу генпрокурора Устинова
об уровне преступности в стране, в 2005 году в Российской Федерации
было совершено около 30 000 убийств (необходимо заметить, что реально
их было, конечно, больше: как утверждают электронные СМИ,
регистрируется меньше половины преступлений). Итак, из 30 000 убийств,
совершенных в РФ в 2005 году (по данным МВД, которые явно заниженные)
лишь 28 совершены «скинхедами» (по данным правозащитников, которые
заинтересованы, напротив, в завышении «градуса» экстремизма). Это
составляет около одной тысячной доли процента – величина, которую
социологи как правило не учитывают в силу ее статистической
ничтожности (она входит в так называемый «процент погрешности»). Тем не
менее, эта тысячная доля процента постоянно находится в поле зрения
СМИ, тогда как все остальные преступления не то, чтобы замалчиваются,
но и особо их никто не «пиарит».
3. Скинхеды в кривом зеркале СМИ Итак, реальность такова, что: -
скинхеды неоднородны и включают в себя и совершенно аполитичные, и
антифашистские, и даже анархо-коммунистические группировки; -
скинхеды являются молодежной субкультурой и по определению не могут
совпадать с преступными группировками. Понятие субкультуры шире, оно,
как уже говорилось, предполагает образ жизни (может показаться, что
сами факты избиения африканцев и азиатов хотя бы некоторыми скинхедами
опровергает этот тезис, но это не так. Для пояснения можно привести
такой пример: субкультура хиппи не исключает и даже приветствует
применение легких наркотиков (прежде всего марихуаны). Естественно,
некоторые из хиппи поэтому занимаются продажей марихуаны и
следовательно связаны с наркомафией. Но из этого вовсе не следует, что
наркомафия и движение хиппи – фактически одно и то же); - скинхеды
не являются политической партией, хотя и наличествуют их контакты с
партиями и движениями ультраправого толка («Славянский союз»,
«Национальная народная партия»). Принадлежность к партии подразумевает
лишь идеологическое согласие. Членом РНЕ, скажем, может быть и любитель
фольклорной музыки, и любитель рока, лишь бы он разделял идеи русского
национализма. Для бонхедов же, как и для всех молодежных группировок,
музыка – главный отличительный принцип. Бонхед не может быть бонхедом,
если он не слушает тяжелый рок. Кроме того, партия возникает
искусственно, по воле ее создателей, скин-движение возникает стихийно,
из группок бездельничающей рабочей или безработной молодежи; -
бонхеды никакого отношения к русской традиционной культуре и к
традиционному русскому национализму вообще не имеют (в отличии от,
например, черносотенцев, которые, действительно, пытаются возродить
русское национальное движение вековой давности). Российские скинхеды
вообще и бонхеды в частности – порождение пересадки на нашу почву
феноменов западной масс-культуры (точно также как рэперы, растаманы,
кришнаиты, мормоны и т.д.). Если б не было падения «железного
занавеса», ребята с московских и питерских окраин не посмотрели бы
«Бойцовский клуб», не услышали бы «черный металл», и не было бы в
России никаких «скинхедов». Об этом говорит сам их внешний вид,
скопированный с западных бонхедов, манера называть себя кличками на
английском или немецком языках (Ганс, Мартин и т.д.), набор их любимых
рок-групп, в основном немецко- и англоязычных, наконец, нелюбовь к
неграм в стране, где никогда не было областей с чернокожим населением
и напряженность между белыми и черными не имеет социальных корней; -
бонхеды разрознены, малочисленны, сгруппированы в основном в столицах,
преступления, совершаемые ими, составляют мизерный процент от общего
числа таких же преступлений, совершаемых по иным, неидеологическим
причинам. СМИ же рисуют нам совершенно иной образ «скинхедов»:
- Скинхедов представляют исключительно как неофашистов самого
примитивного пошиба. Всевозможные репортажи в новостных программах ТВ
изображают пьяных подростков, тупо орущих нацистские лозунги и
оскорбления в адрес не-белых, все это журналисты преподносят как
«тусовки скинхедов». Некоторые журналисты договариваются до того, что
«скинхеды» могут быть одеты как угодно, а не обязательно в «бомберы» и
армейские ботинки и могут даже не быть бритыми (!), таким образом,
скинхеды отождествляются с любыми хулиганами-националистами и вообще
выводятся за рамки молодежных субкультур (!). При этом автор данных
строк ни разу не слышал от тележурналистов упоминания о существовании
красных скинхедов или скинхедов-антифашистов. Налицо либо вопиющий
непрофессионализм либо сознательное замалчивание фактов;
- СМИ не делают различий между членами радикальных
националистических партий и движением скинхедов. Так, в начале апреля
2006 года, когда антискинхедовская пропаганда достигла на ТВ апогея,
канал НТВ транслировал сюжет о приеме в члены организации
Иванова-Сухаревского. Несмотря на то, что молодые люди были одеты в
аккуратные рубашки и брюки, напоминающие форму NSDAP, подразумевалось,
что перед зрителем скинхеды (хотя единственное, что их напоминало –
короткие прически); - скинхедов изображают грозной и
чрезвычайно опасной для общества силой. Статистика по убийствам,
произведенным бонхедами или просто боевиками-неонацистами при этом не
приводится, сухие цифры заменяются эмоциональными рассказами о
жестокостях избиений. Количество «скинхедов», озвучиваемое журналистами
ТВ и радио в разы превышает те цифры, которые мы находим в Интернете,
в официальных отчетах МВД, в трудах специалистов по молодежным
субкультурам и даже в докладах правозащитников. Из всего этого
очевидна совершенная правота М. Вершинина, который утвержал, что СМИ с
настойчивостью, достойной лучшего применения, создают из движения
скинхедов – разнородного, малочисленного, подражательного и сугубо
подросткового явления политический жупел. Мы бы к этому лишь
добавили, что такая политика СМИ не только вводит общество в
заблуждение, но и способствует количественному росту таких «скинхедов»,
какими их изображают СМИ. Расписывая зверства скинов, СМИ, лицемерно
объявляющие себя «борцами с фашизмом», формируют такой образ скинхеда,
что он оказывается наиболее привлекательным для подростков, к которым
«взрослый мир» повернут не самой приятной и лучшей своей стороной.
«Скинхеды» изображаются сильными, смелыми, непобедимыми и неуловимыми,
они могут бить кого угодно и при этом не бояться возмездия, даже если
их и арестует милиция, они якобы отделаются «легким испугом». Что же
касается осуждения негуманности и ксенофобии «скинов», то это термины
«взрослого», чуждого для них мира, к тому же провозглашаемые
журналистами-либералами, защитниками того режима, что не принес рабочим
и их детям мало хорошего. Итак, итогом борьбы со скинхедами либеральных
СМИ становятся подражательные действия со стороны молодежи, которая
обо всем узнает из передач телевидения. Раньше они были просто
«гопниками», пили пиво в подъездах, дрались между собой, теперь,
посмотрев передачи НТВ и ОРТ о скинхедах, они «играют в скинов» –
таких, какими их представляют в СМИ (о подтяжках английских докеров и
Oil-панке они и слыхом не слыхивали). Иногда эти «игры» заканчиваются
кровью. Журналисты получают вожделенную сенсацию, с еще большим
воодушевлением принимаются за разоблачения скинхедов и все
повторяется…
4. Кому это выгодно? Вопрос
римского права: «ищи кому выгодно» в этом случае более чем уместен.
Очевидно, и в России, и за ее рубежами существуют мощные политические
силы, которые заинтересованы в раздувании мифа о зловредном русском
национализме, да и в создании такого маленького и управляемого, но
очень шумного и одиозного феномена. Мы не станем утверждать, что эти
силы напрямую «заказывают» журналистам лживые и провокационные сюжеты о
«скинхедах». Скорее всего, здесь мы имеем дело не с внешней,
репрессивной цензурой, как в советские времена, а с внутренней
самоцензурой журналистов - работники СМИ заранее знают: что хотят их
новые хозяева и стараются им угодить, создавая все новые и новые
идеологические мифы. Но как бы то ни было без поддержки определенного
сегмента общества и политической элиты столь широкомасштабные операции
по манипуляции общественным сознанием, да еще и с применением
центральных СМ не проводятся. Легко наметить короткий список: кому выгодно раздувание темы русского национализма: Прежде
всего, это наиболее русофобские и агрессивно настроенные круги на
Западе, и главным образом в США. Картинки с русскими подростками,
вскидывающими руки в нацистском приветствии, полученные с наших
либеральных каналов – очень хорошая иллюстрация для тех западных
политиков, которые до сих пор паразитируют на мифе времен холодной
войны о России – империи зла, и мечтают окончательно добить наиболее
крупный обломок СССР – нынешнюю Российскую Федерацию. Далее, это
наши российские радикал-либералы, которые тоже не прочь поспекулировать
на теме «русского фашизма». Ведь во-первых, это отвечает интересам их
хозяев с Запада и совпадает с их собственными призывами к разрушению РФ
как последнего оплота империи. Кроме того, это совпадает с их душевным
порывом как можно больше чаще поливать русских грязью, ведь наши
либералы почти поголовно совершено иррациональные и отъявленные
русофобы. Наконец, это выглядит как удар в сторону президента Путина,
который-де не может совладать с угрозой «русского фашизма».
Внутрироссийским националистам и сепаратистам также только на руку
истерию вокруг «русского национализма», так как их мечта – отделение от
России ее нацрегионов. А для этого очень и очень нужна демонизация
русских в глазах жителей нацрегионов, чему служат провокационные сюжеты
о скинхедах в либеральных СМИ (тем более, смычка сепаратистов с окраин
и либералов в Москве образовалась еще во времена первой чеченской
компании, в которой Ковалев и Киселев со товарищи выступали как
«информационная поддержка» Дудаева и Басаева). И, как бы это
парадоксально ни прозвучало, это выгодно и режиму Путина. Конечно, как
и всякое государство, он не заинтересован, чтоб общественный порядок
«раскачивали» банды подростков-неонацистов, но он заинтересован в том,
чтобы такое ощущение создавалось у обывателей. Тем больше обыватели
будут ценить Путина и его «единоросов», которые хоть не идеальны, но
все же лучше фашистского беспредела. Таким образом, как ни смотри,
всем раздувание пропагандистского спектакля о скинхедах только
выгодно. Естественно, за исключением народа России. Но вышеназванным
игрокам политической «шахматной доски» дела до народа нет.
|