Ска (ska) - национальная форма ямайской музыки, появившаяся на рубеже
50-60-х годов (краткая справка: живописный остров Ямайка расположен в
северной части Карибского моря, в 144 км к югу от Кубы. Столица -
Кингстон). Музыка ска родилась в результате экспериментов ямайских
джазовых музыкантов, решивших играть нечто вроде американских
ритм-энд-блюза и рок-н-ролла, которые они слышали по радио. В ска
слились воедино афро-кубинские ритмы, экзотический “карибский” саунд,
ритм-энд-блюзовая манера интонирования и рок-н-ролльные гармонии,
перекрестились хлесткий юмор, социальная проблематика и беззаботный
танцевальных дух. Само слово “ска” означает несколько отрывистый,
звонкий саунд, производимый гитарами. Отличительной чертой ска-составов
является мощная медная духовая секция, обилие экзотической перкуссии.
Очень своеобразна ритмическая основа ска: это четырехдольный ритм с
подчеркиванием слабых долей (ударами малого барабана, “акцентами” гитар
и т.д.). Фигуры аккомпанемента выстраиваются по принципу “бас-аккорд”,
что можно описать фонемосочетанием “унца-унца”. Бас зачастую играет
ровными длительностями по звукам трезвучия. Темп, как правило, -
средний, манера исполнения -утрированно свинговая, но вместе с тем
весьма “заводная”. Ямайские вокалисты зачастую коверкают английские
слова, что тоже придает ска-стилю особый аромат. Мелодика нередко несет
отпечаток афро-кубинской музыки. Первыми известными
исполнителями ска стали Принс Бастер, Десмонд Деккер, Лорел Эйткен и
DANCE HALL CRASHERS. Однако истинным прародителем музыки ска считается
ямайская группа THE SKATALITES, состоявшая из джазовых музыкантов
мирового класса. И хотя коллектив просуществовал чуть больше года
(1964-65), его влияние на мировую музыку огромно. Музыка ска звучала в
танцзалах, в клубах, на вечеринках; на Ямайке даже появилась своя
студия, записывавшая ска-музыкантов - “Studio One”. В 1964-м у ска,
начинавшем все больше социализироваться, появилось законнорожденное
дитя - рокстэди, которое, в свою очередь, породило регги. В середине
60-х музыка ска начала проникать в Европу вместе с ямайскими
иммигрантами, ехавшими трудоустраиваться в Англию. В Британии тоже
начали появляться лэйблы, ориентированные на ска и регги: “Blue Beat”,
“Melodisc”, и конечно, знаменитая фирма “Island Records” (остров,
увековеченный в ее названии - это и есть Ямайка). История
поп-музыки знала несколько волн возрождения интереса к музыке ска и
регги. Первая проявилась в панк-роке 70-х (THE CLASH). Вторая, гораздо
более интенсивная, - в британской “новой волне” конца 70-х - начала
80-х. И, наконец, особенно сильным был интерес к ска со стороны
американских нео-панков (ска-панк). Хотя и традиционная музыка ска до
сих пор не теряет своей привлекательности.
|